Дом, который построил Бог. Рецензия на новый фильм Даррена Аронофски — Мама!

Дом, который построил Бог. Рецензия на новый фильм Даррена Аронофски - Мама!В украинский прокат выходит фильм Мама! – седьмая картина американского режиссера Даррена Аронофски

За последние двадцать лет Аронофски прошел большой путь в кино: от микробюджетного сюрреалистического триллера Пи. через провал философского эпоса Фонтан к оскароносномуЧерному лебедю и через успех библейского эпоса Ной к философской притче Мама! и статусу постановщика, которому позволено почти все.

Последний фильм можно назвать самым масштабным высказыванием режиссера. Это серьезная заявка для человека, в чьей фильмографии есть картина под названием Ной.

По словам самого режиссера, идея фильма пришла к нему внезапно, а сценарий он написал буквально за пять дней. Несмотря на обстоятельность высказанных в картине мыслей, она обладает всеми недостатками спонтанного высказывания большого автора.

Сюжет

После несколько тревожащего, но короткого пролога мы видим дом посреди поля. К нему не ведет ни одна дорожка, за полем растут деревья. В доме живет пара: он – великий поэт в кризисе, она – молодая жена, собственноручно восстановившая дом после пожара и самоотверженно ухаживающая за мужем. Тот безуспешно ожидает нового витка вдохновения.

Их отношения нельзя назвать натянутыми, но поэт вспоминает о своей жене в последнюю очередь и переживает только о своих желаниях. Он эгоистичен. Она жертвенна. Однажды вечером в их дверь стучится незнакомец. Он говорит, что перепутал их дом с гостиницей и порывается уйти. Илай, так зовут мужа, несмотря на робкие протесты Грейс, так зовут жену, уговаривает его остаться.

Утром, вслед за незнакомцем в дверь стучится его жена – эксцентричная и грубоватая особа. Она тоже остается, несмотря на недовольство Грейс. Как говорит ее муж, новые люди принесут новые идеи для его творчества. Постепенно события принимают странный, абстрактный, метафорический оборот.

Сценарий и драматургия

Справедливости ради стоит сказать, что странными они кажутся сразу. С первых секунд фильма. Но если кто-то из зрителей в начале картины думал, что перед ним мистический триллер, то минуте на двадцатой сомнения должны развеяться, как дым от пожара. То же самое касается и трейлера, который лукаво намекал на фильм ужасов.

Даррен Аронофски – даром, что приносящий своими лентами многомиллионную прибыль студиям, снимает все-таки авторское кино и Мама! – безусловно продолжает эту линию. Это внежанровое высказывание на тему мироустройства, рассказанное через взаимоотношения двух начал: мужского и женского. Инь и ян согласно воззрениям Аронофски – две стороны одного божества. Одна создает, другой пытается созидать. Оба дополняют друг друга.

Одного можно по неосторожности назвать Люцифером: инфернальная харизма Хавьера Бардема тому способствует, другую – собственно Богом, но со временем приходит понимание ошибочности такого суждения.

Не особо вдаваясь в теологические и лингвистические подробности, имя Илай – краткая форма Непроизносимого имени Бога. С Грейс же все просто – с английского оно переводится, как благодать, светлость. Изъяны кроются и в ней, и в нем, отсюда и пролог фильма и закольцовывающий его в бесконечность эпилог.

С концепцией все более или менее ясно: Аронофски говорит пусть метафорическим, но доступным языком, плюс – по ходу все объясняет. Но его фильм полон повторений, длиннот и точно бы выиграл от дополнительной работы в монтажной.

Как будто художник пытался поймать стремительно озарившее его вдохновение и записал поток мыслей в тетрадь. Неупорядоченно и слегка скомкано. Потом встал посреди зала и начал громко, путанно их зачитывать. Впечатление, конечно, производит серьезное, но иногда от увиденного невольно краснеешь.

Картинка

Аронофски по полной использует ограниченное пространство дома, ни разу не становясь его заложником, но и не перегибает с фактурой: все-таки строится здесь все на эмоциях. Дом, который и не дом вовсе, а сначала – рай, а потом вселенная в миниатюре, предстает однотонным, большим, запутанным, красивым, пугающим местом.

Это и крепость, и хрупкое строение, уютное жилище и хаотичное нагромождение символов. Он существует вне времени и служит основой для всего.

Актеры

Вряд ли кто-то, кроме Хавьера Бардема, с его чуть искаженным лицом и демонической улыбкой, и Дженнифер Лоуренс, которая даже в образ воительницы из Голодных игр добавила невинности и жертвенности, подошел бы на эти роли лучше. Илай предстает здесь силой, которая всегда хочет блага, но создает лишь хаос. Он хочет творить, вести за собой, делиться, наставлять.

Не зря вид его деятельности – поэзия. Что, кроме нее, в самом архаическом, базовом понятии может сильнее вдохновлять других и способствовать созданию культа? Все его идеи идут прахом, потому что люди понимают их или слишком буквально, или чересчур иносказательно. Заходить на новый виток творения – его проклятие.

Грейс способна дарить любовь и жизнь, но что она, что он статичны в своих возможностях. Ее проклятие – быть ведомой и подчинятся хаотичной силе созидания Илая.

Остальным актерам уготована участь безымянных статистов. Эд Харрис и Мишель Пфайффер в силу опыта и таланта отыгрывают лучше всех, но выше головы не прыгают, потому что прыгать в условном, абстрактом мире фильма Аронофски особо некуда.

Мама! – вердикт НВ

Даррен Аронофски – сказочно талантливый, порывистый режиссер, но жанр “авторского высказывания про смысл жизни” может был тяжел для восприятия. Так что это тот самый случай, когда красота в глазах смотрящего. Та же ситуация была с картиной Антихрист Ларса фон Триера, которую сначала страшно разругали, а когда страсти улеглись – одумались.

Фильм Аронофски тоже ждет своя доля праведного гнева и от верующих, и от феминисток, и просто от тех, кто шел на хоррор с двумя известными актерами, а попал на притчу про мироустройство. Но когда страсти улягутся, Мама! займет свое место в фильмографии режиссера. Странное и слегка обособленное: между экранизацией библейской притчи про Ноя и возможно какой-нибудь комедией.

А что думаете вы обо всем этом?

Comments are closed.