В чём смысл фильма «Мама!» с Дженнифер Лоуренс, который все посмотрели и никто ничего не понял
14 сентября в российский прокат вышел очень неоднозначный фильм «мама!» с Дженнифер Лоуренс. Трейлер фильма был весьма интригующий поэтому многие люди бросились в кино, чтобы взглянуть на картину, обозначенную многими жанрами, включающими в себя ужасы, триллер, драма, детектив и т. д. Однако после выхода из кинотеатра, у многих зрителей возникло такое чувство, будто их накормили содержимым кошачьего лотка, потому как фильм вообще никто не понял. Зрители тут же бросились к поисковикам пытаясь найти смысл фильма «мама!» или хотя бы его концовки. Однако всё, что им удалось найти, это слова режиссёра фильма Даррена Аронофски, известного по своим фильмам «Чёрный лебедь» и «Реквием по мечте», который сказал, что весь фильм это сплошная метафора и каждый должен найти в нём смысл сам. Актёры фильма, включая саму Дженнифер Лоуренс многозначительно отмалчиваются, отвечая примерно, как режиссёр. Так в чём же смысл сего киноряда? Умкра расскажет.
Начнём с сюжета
Вначале картина Даррена Аронофски выглядит как обычный триллер, про дом с приведениями Главные герои фильма Мама (Дженнифер Лоуренс) и Он (Хавьер Бардем) наслаждаются спокойным существованием в большом доме. Мама пытается держать дом в чистоте и порядке, в то время как Он пытается создать новый шедевр.
Затем к ним вдруг заявляются двое гостей: некий мужчина (Эд Харрис) и его жена (Мишель Пфайффер). Затем их посещают их сыновья (Доммалл Глисон и Брайан Глисон). А потом в дом приходит орда гостей, которые мусорят и ломают дом, невзирая на просьбы мамы вести себя более прилично. Внезапная вечеринка превращается в кошмар.
Во второй половине фильма гостевая вакханалия продолжается, но здесь Мама уже беременна. Результатом беременности становится рождение ребенка, который оказывается разорван толпой.
В конечном итоге в порыве ярости Мама сжигает дом. В живых остаётся лишь только её муж. Он превращает её сердце в кристалл, с помощью которого восстанавливает дом в прежнее, первозданное состояние. После чего в доме появляется новая жена, предвещая собой очередной цикл, который предположительно должен закончится также.
Первое и самое главное объяснение происходящего: «мама!» — это своеобразный пересказ Библии
Несмотря на то, что этот фильм многие могут интерпретировать по-разному, вполне очевидным фактом остаётся тот, что это пересказ Библии (как Нового, так и Ветхого Завета). Персонаж Хавьера Бардема, указан в титрах как «Он», — это Бог, а Лоуренс — Мать-Земля.
Параллели слишком очевидны, чтобы их игнорировать. Первые гости олицетворяют собой Адама и Еву; спор братьев — это версия истории Каина и Авеля; бедствие на кухне является отсылкой к библейскому наводнению; поедание младенца Матери — очень буквальное изображение Причастия; и так далее.
Несмотря на то, что в Библии описывается только отношения между человеком и Богом, в фильме «мама!» фигурирует также ещё и Земля, с точки зрения которой и происходит всё повествование. Красной нитью через весь фильм тянется идея, что Земля не просила никого из нас, ведь с момента возникновения человечество только и занимается тем, что пьёт из Земли все соки, попутно разрушая её.
Объяснение второе: «мама!» — предостерегающая история, посвящённая окружающей среде
Несмотря на то, что «библейская теория» выглядит весьма правдоподобной в ней также присутствует место и для других. Одной из них является сообщение о, изменении климата. Мы люди пришли в дом к матери-Земле и разрушаем его.
Гости Мамы врываются туда, куда их не просят и издеваются над просьбами и предупреждениями. Они разводят беспорядок и не обременяют себя уборкой и приведением всё в порядок. Когда они пытаются помочь, то наоборот делают только хуже (как в случае гостей, которые начали красить дом). Они портят стены просто чтобы показать, что «мы здесь были», и забирают все, что им нравится, из-за какой-то ненасытной жадности.
Дом переполняется людьми до той точки, когда назад уже нет пути. Наконец, Мама просто разгоняет всех, уничтожая дом.
Объяснение номер три: «мама!» — повествование о тёмной стороне жизни знаменитостей
Из всех участников фильма только мама хочет, чтобы гости ушли. Поэту нравится иметь вокруг себя поклонников, он находит их присутствие бодрящим и вдохновляющим. «Как приятно общаться с теми, кто понимают мою работу», — рассказывает Он жене. Он восхищается собой, приветствуя фанатов, а затем и журналистов.
Но все эти люди хотят чего-то взамен, они требуют внимания, времени, вещей. Они массово вламываются в дом, всё фотографируют и толпятся вокруг него. Они говорят что любят своего кумира, но не могут перестать вторгаться в личную жизнь супружеской пары, разрушая дом и в итоге убивая и пожирая их ребёнка.
Подобный взгляд на фильм позволяет по-другому взглянуть на интерес к жизни знаменитостей со стороны фанатов, которые требуют от своих кумиров всё больше и больше.
Объяснение четвёртое: «мама!» — аллегория создания и потребления
Может быть в их паре художник Он, но Мама тоже творит. Она отвечает за дом и и его содержание. В конце концов, они создают что-то вместе — ребёнка.
Но когда они предложили своё творение миру, то полностью потеряли контроль над ситуацией. Толпа любит слова поэта, но они вдохновляют их на бешенство. Мама позволяет гостям заходить в свой дом, который они вначале даже дополняют, но потом всё ведёт к уничтожению того, что она так тщательно строила.
В итоге, когда у матери остаётся только ребёнок, то она не желает выпускать его в мир. Однако её муж всё-таки делится своим сыном с миром и худшие опасения подтверждаются. Малыш оказывается буквально разорван жадной толпой.
Смысл очень прост — что аудитории не дай, то всё это будет разорвано критиками, как собственно говоря и произошло с фильмом «мама!».
Пятое объяснение: «мама!» — новый фильм Аронофски, в котором он показал другой взгяд на одержимость
Все фильмы режиссёра Аронофски сводятся к тому, что в каждом из них есть одержимый персонаж, готовый пожертвовать всем, чтобы получить своё: наркотики, славу, художественное совершенство и т. д.
Главная героиня «мамы!» является весьма пассивным персонажем и всё чего она хочет — это просто чтобы их оставили в покое наедине с мужем, который в свою очередь одержим всеобщим вниманием. В какой-то мере она и сама одержима домом, мужем, ребёнком.
Таким образом, режиссёр возможно хотел создать нечто, что позволит взглянуть на его творения с другой стороны.
Самое замечательное в этой теории, что она может запросто ужиться и с другими из этого списка.
И напоследок: «мама!» — это протест против гостей
Раз уж на то пошло, то данный фильм также является отличным зрелищем, всячески отбивающим желание устраивать домашние вечеринки. Возможно «мама!» является пассивно-агрессивным способом Аронофски донести до своих гостей как они видит их визиты к нему и убедить их перестать это делать.
Не, ну а что? А вдруг? ☺
Конечно ни одна из последующих теорий не может соревноваться с библейской, которая выглядит крайне убедительно и влияние которой можно обнаружить в каждой сцене фильма.
А что думаете вы обо всем этом?