У кино женское лицо: 10 фильмов современных режиссеров-женщин
Анна Малышкина
Статистически режиссура все еще остается мужской профессией (к примеру, в Голливуде от общего числа работающих только 9% женщин), но в последние годы мы видим все больше исключений из этого грустного правила. Например, в 2014 году на фестивале «Кинотавр» из 14 конкурсных работ 8 были представлены женщинами.
Предлагаем вам десятку фильмов, снятых женщинами. Хороший способ пережить начало февраля.
Кого смотрим: Андреа Арнольд
В прошлом британская телеведущая, а ныне режиссер и член Ордена британской империи (OBE) за заслуги в области киноиндустрии. Её короткометражные работы «Молоко» и «Собака» в 2005 году удостоились премии Американской киноакадемии за «Лучший короткометражный фильм для Wasp». Полнометражные фильмы были призерами Каннского фестиваля, премии BAFTA (Британская академия кино и телевизионных искусств) и Венецианского кинофестиваля.
Что смотрим: «Грозовой перевал» (Великобритания, 2011)
Фильм, безупречный с эстетической точки зрения, показывает жизнь двух поколений семейных кланов Эрншо и Линтон, сложное переплетение их судеб и жизней. В картине нет музыки, только ветер, шуршание травы, полет насекомых и лай собак. Отказываясь использовать штатив, режиссер берет ручную камеру и следит за актерами, предоставляя им полную свободу. Благодаря этим приемам зритель полностью погружается в происходящее и имеет возможность самостоятельно анализировать. Тем самым, признается Андреа Арнольд, она пыталась избавить зрителя от собственной субъективной точки зрения.
Кого смотрим: Джейн Кэмпион
Несмотря на то, что полнометражных работ у этого новозеландского режиссера всего пять, все они стали поводами для жарких дискуссий среди кинокритиков и любителей. Неоспоримый талант Джейн Кэмпион принес ей вереницу престижных наград, среди которых — Золотая пальмовая ветвь и «Оскар». «За силой часто скрывается уязвимость», — говорит зрителю Джейн, демонстрируя судьбы женщин, с трудом и болью прокладывающих свой путь. Темы двусмысленности, сумасшествия и неопределенности желаний преобладают в сюжетах её фильмов. Это делает картины напряженными и очень эмоциональными.
Что смотрим: «Пианино» (Австралия, Новая Зеландия, Франция, 1992)
Это история немой шотландской пианистки Ады и её дочери, которые отправляются в Новую Зеландию, где их ждет будущий муж и отец. С собой Ада забирает только старинный рояль, который заменяет ей собственный голос, тонко передает её чувства и мысли.
Кого смотрим: Анджелина Джоли
Для тех, кто еще не знаком со всеми гранями таланта знаменитой актрисы, сообщаем, что в её режиссерском арсенале уже целых три крупные работы. Первая картина «В краю меда и крови» вышла на экраны в 2011 году, спустя три года появился «Несломленный». Сегодня все поклонники пары Джоли-Питт замерли в ожидании премьеры фильма «Лазурный берег», премьера которого в Беларуси состоится 11 февраля 2016. В мировом прокате он находится уже с ноября.
Что смотрим: «Несломленный» (США, 2014)
В 2015 году картина получила приз Гильдии актеров за «Лучший каскадерский состав». Это совсем не удивительно, ведь фильм повествует об американском олимпийском легкоатлете времен Второй мировой войны Луи Замперини. Его самолет потерпел крушение в водах Тихого океана, после чего, попав в японский плен, спортсмен прошел сквозь унизительные пытки и издевательства. Достойно перенеся все испытания, он выжил и стал национальным героем — символом мужества и упорства.
Кого смотрим: София Коппола
Фамилия Коппола гремит в Голливуде уже не одно десятилетие. Френсис Форд Коппола — отец Софии, известен миру в первую очередь благодаря криминальной саге «Крёстный отец». Сама девушка с детства привыкла к съемочным площадкам и даже сыграла несколько эпизодических ролей в фильмах отца, а также знаменитого мастера ужасов Тима Бёртона под псевдонимом Домино. На счету Софии Копполы 5 полнометражных фильмов: «Девственницы-самоубийцы», «Трудности перевода», «Мария-Антуанетта», «Где-то», «Элитное общество».
Что смотрим: «Трудности перевода» (США, Япония 2011)
София Коппола уже давно полюбилась кинокритикам за оригинальность. Её мелодрама «Трудности перевода» номинировалась на «Оскар» по четырем категориям, однако одержала победу именно в номинации «Лучший сценарий». История двух американцев, которые встретились в баре в Токио и отправились в путешествие по ночной столице, помогает зрителю обнаружить в себе веру в безграничные человеческие возможности. Режиссер снова доказывает своим фильмом, насколько ценными оказываются иногда случайные встречи для постижения жизни.
Кого смотрим: Мадонна
К явлению, когда певица становится актрисой, а актриса — певицей зрители уже привыкли и относятся к этому достаточно спокойно. Другое дело, когда певица решает стать режиссером — это вызывает интерес. Стоит признаться, что фильмы режиссера Мадонны, снятые на сегодняшний день, вряд ли попадут в энциклопедии киноискусства. Однако любопытного зрителя они обязательно порадуют своим свежим взглядом. Картины Мадонны пропитаны британским духом и выполнены в стиле итальянского неореализма: естественное освещение, неприукрашенная жизнь низов. Её фильмы «Грязь и мудрость» и «М. Ы. Верим в любовь» — не получают высоких оценок кинокритиков, но могут стать отличным поводом остаться дома морозным зимним вечером.
Что смотрим: «Грязь и мудрость» (Великобритания, 2008)
«Грязь и мудрость» — хулиганский фильм с участием украинского иммигранта Евгения Гудзя в главной роли. Британские бары, улочки и телефонные будки придают картине нотки театральности, за счет чего она смотрится на одном дыхании. Трое приезжих друзей изо всех сил мечтают как можно скорей исполнить свои заветные мечты. Ради этого они готовы погрузиться на самое дно и немного поступиться господствующими в обществе моральными принципами. События представлены в несколько гротескной форме с целью убедить зрителя в том, что в погоне за мечтой нельзя останавливаться. Главное при этом не обманывать себя и всегда говорить правду. Картина наполнена музыкой в исполнении группы «Gogol Bordello» и стихами самого Евгения Гудзя.
Кого смотрим: Лоне Шерфиг
Кинорежиссер из Дании, уверенная в том, что кино должно дарить зрителю в первую очередь гармонию. Вместе с Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом она является сторонницей движения «Догма 95», цель которого «противостоять определенным тенденциям» в современном кинематографе. Авторы манифеста и его сторонники поклялись снимать максимально натуралистичное кино, стараться запечатлеть момент, а не создавать произведение искусства. Её работа «Воспитание чувств» трижды номинировалась на «Оскар» в 2010 году.
Что смотрим: «Воспитание чувств» (Великобритания, США, 2008)
16-летняя Дженни мечтает поступить в Оксфорд, когда в её жизнь врывается неотразимый красавец Дэвид за рулем спортивного автомобиля, да к тому же еще и вдвое старше неё. Устоять перед таким соблазном сложно, особенно если учесть, что он ещё и неглуп: разбирается в искусстве и состоит в закрытых элитных клубах. Картина позволит отрезвить ум молодых особ, которые по сей день верят, что счастье само их найдет. Нехитрая логическая цепочка (оригинальное название фильма «The Education») приведет зрителя к выводу, что картина на деле — красочный гимн образованию.
Кого смотрим: Джули Тэймор
Джули Тэймор подарила миру фантастическую экранизацию жизни великой Фриды Кало. Картина оказалась настолько удачной, что впечатленная племянница художницы подарила Сальме Хаек (исполнительнице главной роли) её ожерелье. В копилке одаренной Джули имеется также фильм-мюзикл о жизни 60-х — «Через Вселенную», который придется по вкусу ценителям музыки «Битлз». Жизнь Тэйлор связана тесно с театром. Именно она стала первой женщиной, которая получила премию «Тони» за режиссуру мюзиклов.
Что смотрим: «Фрида» (США, Канада, Мексика, 2002)
«Человек способен на многое, иногда даже сам не зная на что». Девушка, которая в студенчестве утратила способность ходить, пережила потерю матери, нашла в себе силы не только встать на ноги, но и реализовать свой талант. В 20 лет она выходит замуж за самого популярного мексиканского художника того времени Диего Риверу. Пройдя через череду измен и скандалов, она с достоинством сохраняет и любовь, и собственное величие. По-мексикански острый фильм подойдет даже для тех, кто относится к любовным драмам с сарказмом.
Кого смотрим: Анна Меликян
Анна Гагиковна — ученица российского кинорежиссера Сергея Соловьёва. В отличие от многих отечественных коллег, включая своего именитого учителя, фильмы Меликян с завидной регулярностью становятся призёрами популярных международных кинофестивалей. К участию в своих картинах она нередко приглашает малоизвестных актёров с большим потенциалом. Среди них — юные Нелли Уварова и Мария Шалаева, а также сына Олега Табакова — Павла.
Что смотрим: «Звезда» (Россия, 2014)
Главные герои фильма — примеры из классической русской литературы золотого века: нищая дурнушка-провинциалка, мечтающая стать звездой; сын богатого отца, старающийся играть в нонконформиста и не принимающий миллионов папы, а также его новоиспеченная мачеха, безуспешно пытающаяся забеременеть, чтобы скрепить хлипкий союз с меланхоличным богатеем. Фильм точно ловит ощущения человека, который пытается не пропасть в большом городе. Автор дает возможность зрителю сначала оценить поступки героев, после насладиться собственной безупречностью, а в конце убеждает, что поспешные выводы часто приводят к собственному разочарованию и стыду. «Любовь достойна жизни. Жизнь достойна любви» — это слоган фильма Анны Меликян «Звезда», после просмотра которого смотришь на грязные зимние улицы с надеждой и верой в чудо.
Кого смотрим: Авдотья Смирнова
Авдотья Смирнова родилась в семье режиссера и актрисы. Казалось бы, что будущее предопределено, но от карьеры в области кино её отделили годы творческих поисков и жизненных приключений. В 2006 году, будучи известной персоной в качестве бессменной ведущей телепередачи «Школа злословия», она представила свою первую работу на фестивале «Кинотавр». Труд высоко оценили и вручили приз за лучший дебют. Работы Авдотьи отличаются интеллигентной сдержанностью и душевными переживаниями, которые, однако, не дают зрителю впасть в уныние. Кроме полнометражных фильмов Смирнова снимает клипы, в том числе для группировки «Ленинград».
Что смотрим: «Два дня» (Россия, 2011)
Творческий дуэт Ксении Раппопорт и Фёдора Бондарчука в этом фильме сумел ненавязчиво представить зрителю все стороны жизни музейной работницы и федерального чиновника. Картина поднимает на поверхность исконно русские вопросы: коррупцию, неоправданное доверие электората к власти и одиночество. Делает это режиссер не жестко или даже жестоко, как принято, а мягко, бережно, с любовью. Ироничные и содержательные диалоги с первых минут дают зрителю хорошую порцию пищи для размышлений. В меру чувствительная сказка про интеллигентную Золушку из глубинки понравится каждому, кто не обделен чувством юмора и чутким сердцем.
Кого смотрим: Рената Литвинова
Рената Литвинова — личность популярная и даже немного мистическая. В 2012 г. она была награждена медалью Пушкина за заслуги в области культуры, искусства и создание высокохудожественных образов. Литвинова является одновременно талантливым и высококлассным сценаристом, режиссером, актрисой театра и кино. Сама себя называет «неисправимым трудоголиком», что неудивительно, иначе пришлось бы её подозревать в умении останавливать время.
Что смотрим: «Нет смерти для меня» (Россия, 2000)
Документальный фильм представляет собой интервью с пятью актрисами, звёздами советского кинематографа: Нонной Мордюковой (последняя роль актрисы), Татьяной Окуневской, Татьяной Самойловой, Лидией Смирновой и Верой Васильевой. Фильм о любви, жизни, нежности и смерти.
А что думаете вы обо всем этом?