О чем фильм «Левиафан»: мнение кинокритиков и создателей
Картина Андрея Звягинцева уже успела собрать урожай престижных зарубежных премий и оскандалиться в России.
В России вокруг «Левиафана » разразился скандал. Сначала продюсеры фильма «Горько! » Илья Бурец и Дмитрий Нелидов написали открытое письмо, протестуя против выдвижения «Левиафана» на «Оскар» от России. Теперь активисты Ассоциации православных экспертов выступают против картины Андрея Звягинцева. Они считают, что лента порочит Русскую православную церковь (РПЦ) и наше государственное устройство. Руководитель ассоциации Кирилл Фролов заявил, что «Левиафан» является злом и его следует снять с проката, так как зло не должно появляться на экранах. «Мы попросим министерство культуры не допустить выхода фильма на экраны», — сказал он.
Тем временем фильм Андрея Звягинцева «Левиафан», получивший в прошлом году «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах, в этом году уже удостоился «Золотого глобуса», премии Международной федерации кинопрессы, премии Лондонского сообщества кинокритиков в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и попал в шорт-лист «Оскара». Мы решили разобраться, о чем же картина «Левиафан», сколь полюбившаяся иностранным кинокритикам, столь и «насолившая» Ассоциации православных экспертов.
История, рассказанная в социальной драме Андрея Звягинцева, разворачивается в серой и беспросветной провинции. Механик Николай (Алексей Серебряков ) живет на берегу моря с сыном и женой. Любимая им женщина (Елена Лядова ) приходится мальчику мачехой, и их отношения складываются не лучшим образом. Но настоящая беда приходит, когда власти решают отнять у механика дом, приспособив его под свои нужды. Коррумпированный мэр (Роман Мадянов ) забирает землю у талантливого и пьющего механика. Вместе с женой и сыном-подростком Николай должен освободить дом, который когда-то построил своими руками на берегу холодного моря. Он обращается за помощью к своему товарищу по армии, который ныне работает адвокатом в Москве (Владимир Вдовиченков ). Тот приезжает на помощь с папкой компромата. Но хеппи-энда не будет. В картине Звягинцева государство и есть тот безжалостный Левиафан, который поглощает простых людей. А ведь каждая судьба, даже маленького человека, неповторима и бесценна. В этом вся трагедия.
Зарубежные кинокритики о фильме «Левиафан»
Иностранная пресса запестрела рецензиями на картину Андрея Звягинцева сразу же после того, как ее впервые показали на Каннском кинофестивале в прошлом году. Новая волна обсуждений за рубежом хлынула после того, как «Левиафан» завоевал «Золотой глобус». И не стихает до сих пор.
Французы первыми отметили фильм: «Левиафан» получил в Каннах «Золотую пальмовую ветвь» за лучший сценарий. Основанный журналистами самой авторитетной газеты страны Libération новостной сайт RUE89 так представляет фильм Андрея Звягинцева читателям: «Это одновременно и политическая критика (настоящий валун в огород нынешнего российского режима с его повальной коррупцией), и исполненное тревоги рассуждение на тему зла, и проблематика отношений с государством (название фильма перекликается с библейской тематикой и политическими рассуждениями Томаса Гоббса)».
Свидетельством того, что в Британии высоко оценили ленту нашего режиссера, стала премия Лондонского сообщества кинокритиков, которую завоевал «Левиафан» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». В самой массовой английской газете Daily Mail о картине Звягинцева пишут как о «депрессивной истории о том, как повседневная жизнь в России пропитана коррупцией, церковной властью и водкой». Причем, как утверждают британские журналисты, особенно пропитана последней, ведь герои постоянно пьют водку прямо из бутылок — и на деловых встречах, и во время дружеских застолий, а также стреляя по мишеням.
Еще одна авторитетная британская газета, The Guardian, называет фильм «Левиафан» «по-настоящему грандиозным», упрекая остальных российских режиссеров в том, что они берут более узкие темы и занимаются более удобными сюжетами. «Чиновники постоянно говорят о российском уголовном кодексе, цитируют сборник законов. Но все это кажется бессмыслицей. Главное в этом мире — это деньги и власть. В сценах в зале суда председатель суда невнятно зачитывает обвинения и вердикты с помощью робота. Абсолютный бред!» — пишет журналист The Guardian.
Российские кинокритики о фильме «Левиафан»
«Отбросив эмоции и включив разум, даже ненавистник фильма должен признать: из всего, что сняли в России за последний год, у него самые большие шансы привлечь внимание и завоевать симпатию Американской академии», — считает широко известный отечественный кинокритик Антон Долин. — Нельзя забывать, что Россия в этом сезоне в моде, а Россия нонконформистская — вдвойне. Сведения о неодобрении фильма министром культуры Мединским и цензурных сложностях, связанных со звучащей там матерной речью, могут стать дополнительным фактором в пользу «Левиафана». В конце концов, первый китайский номинант «Оскара» Чжан Имоу имел сходные сложности с прокатом на родине, а первого оскароносного иранца Асгара Фархади чудом допустили до киноэкранов после его публичного выступления в поддержку коллеги — политзаключенного Джафара Панахи».
Кинокритик Юрий Гладильщиков для Stengazeta. net: «Смешно, когда теперь даже продвинутые критики утверждают, будто «Левиафан» рассчитан на западное сознание. Ничего подобного! Запад в лице Европы не понял главного. «Левиафан» не просто частная история о жутчайшей несправедливости, но и политическое высказывание о сути современной России: о страшном Левиафане, коррумпированном государстве без чести и совести, где церковь крышует власть, а Христос фактически приватизирован бандитами».
Кинокритик Андрей Плахов на страницах «Коммерсанта»: «Левиафан» — могучее эпическое чудище, вылезшее из глубинных недр российской жизни. В нем пульсирует напряженный публицистический нерв: ведь речь идет о бессилии человека перед властью — даже не вертикалью, а как раз горизонталью, подобной обманчивой глади Баренцева моря».
Андрей Звягинцев о фильме «Левиафан»
«Левиафан» стал ответом на многое из того, что происходит сегодня в стране, однако это было лишь толчком к созданию фильма, рассматривающего куда более важные проблемы человеческого бытия, чем просто и только актуальную и злободневную перспективу», — рассказал Андрей Звягинцев в интервью Антону Долину для «Афиши».
Идея фильма родилась у режиссера, когда он услышал от своей переводчицы в Америке, которая была его ассистентом на съемках новеллы для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя », историю сварщика Химейера из Колородо, бульдозером разрушившего цементный завод, пытавшийся отобрать у него дом. Звягинцева, по его словам, буквально «обожгла» эта история. Это действительно реальный случай, который произошел в США. Услышав о нем мимоходом, режиссер решил снять фильм. Он убеждал своего друга и соавтора Олега Негина. что эта история достойна большого кино.
«Фильм «Левиафан» являет собой историю целиком и полностью укорененной, дышащей нашим, что называется, российским климатом духовным, этическим климатом, социальным климатом и так далее… — сказал в эфире программы «Вместе » телеканала «Мир 24» Андрей Звягинцев. — Это русский фильм о русском человеке, обращенный к русскому человеку, к его разуму, к его совести. Чтобы он наконец-то почувствовал, что он свободен. Вот о чем фильм».
«Фильм не о поселке Териберке и не о Кировске, — пояснил режиссер. — Хочу вам вот что сказать: поселок Териберка — это место, где мы видим дом Николая, общие планы, и на том берегу реки Териберка сам поселок пребывает в плачевном состоянии. Мы додекарировок никаких не делали. Все, что вы видите в кадре, — это есть реальное положение дел. Это художественное произведение. Это не документальный фильм о том, как на Севере живется плохо. На Севере прекрасно! Именно благодаря тому, что там спасительно небо, горы, пространства эти дикие, которые отрывают тебя от центра, дают тебе понять, что ты свободен».
«Если бы остался в фильме только один архиерей, это было бы неправдой. Это могучее существо — Левиафан, которое, по сути, произрастает из нас самих. И, собственно, об этом фильм, что мы и наша власть и есть продолжение нас самих. Я говорил вам о том, что церковь — это мы все, а не священники только. И так далее», — подытожил в интервью в программе «Вместе» телеканала «Мир 24» Андрей Звягинцев.
Актеры о фильме «Левиафан»
Актер Алексей Серебряков. сыгравший талантливого и пьющего механика Колю в «Левиафане», в интервью «Собеседнику» заявил: «Я вообще считаю, что «Левиафан» — самая сильная картина Звягинцева. И никакого другого героя, никакого бунта в конце там не могло быть именно потому, что герою противостоит Левиафан. Я довольно часто слышал эту твою теорию, что надо отгородиться от государства, не конфликтовать с ним, а создавать параллельный мир. Ну вот, герой там создал. А государство пришло и этот мир срыло. Нет, мало этой параллельности — никого она не спасет».
Исполнительница главной женской роли в «Левиафане» — работницы рыбной фабрики и жены механика Коли — Елена Лядова в интервью «Ленте. ру» сказала: «Я играла обычную русскую женщину. Со всеми страданиями, чаяниями и надеждами на лучшее и прекрасное».
Актер Владимир Вдовиченков. воплотивший на экране адвоката из Москвы, в интервью «Ленте. ру» признался: «Когда я смотрел «Левиафан», мне было горько. Я плакал от понимания того, как жестока бывает жизнь по отношению к человеку. У меня было много эмоций, и мне хотелось бы, чтобы те же чувства испытал и зритель. Мы для того и делаем кино, чтобы человек посмеялся и поплакал, а потом вышел из кинозала и сказал: «Черт возьми, может, надо все менять и, может быть, надо начать с себя?» Это моя идеальная мечта: мне хочется, чтобы зрители вышли с такими ощущениями».
Актер Роман Мадянов. исполнивший роль коррумпированного мэра в «Левиафане», в интервью «Аргументам и фактам» рассказал о съемках на Кольском полуосторове: «Мы наслаждались природой! Это изумительное место, просто космос. Осенняя тундра — это что-то потрясающее и невообразимое. Я много раз там бывал на рыбалке, и каждый раз, приезжая туда, я поражаюсь мощи северной природы. Я прекрасно понял, почему Андрей выбрал именно это место для съемок: оно поистине фантастическое».
А что думаете вы обо всем этом?