Фотографировать мертвецов – странный и пугающий обычай
Интервью с режиссером фильма «Невеста» Святославом Подгаевским
Хэллоуин – праздник не самый русский, но у него есть свои поклонники и в нашей стране. Особенно много их среди поклонников фильмов ужасов, потому-то традиционно прокатчики в последнюю неделю октября стараются порадовать жанровыми новинками, а создатели новых фильмов – трейлерами и постерами. Завершение съемок нового ужастика «Невеста » и выход свежего трейлера к фильму подвигли Film. ru побеседовать со сценаристом и режиссером Святославом Подгаевским. автором «Пиковой дамы «, картины, переломившей недоверие к отечественным хоррорам. Каково лежать в гробу, чем ленте поможет «Битва экстрасенсов» и где в Москве можно окунуться в мистический холодок – в нашем интервью с автором «Невесты».
– Святослав, наш с вами предыдущий разговор, приуроченный к выходу «Пиковой дамы», вызвал у зрителей большой интерес. Тогда мы обсуждали мир призраков, новый ваш фильм снова посвящен духам и привидениям. Вы идете навстречу зрительскому интересу или призраки интересуют вас лично?
– Тогда давайте попробуем их увлечь прямо сейчас. Расскажите, что же это за идея такая с мертвой невестой?
– Ну, мертвая – это мы забегаем чуть-чуть вперед… Началось все с небольшой заметки, кажется, в журнале «Вокруг света» о нескольких странных свадебных ритуалах и обрядах, когда жених вез свою невесту в далекую провинцию знакомить с семьей, а его родственники оказывались, мягко говоря, странными людьми. Эта идея заинтересовала группу продюсеров, они обратились ко мне с предложением написать сценарий, но мне эта линия показалась недостаточно увлекательной, и мы попробовали ее связать с пугающим обычаем фотографировать мертвых людей. Удивительный и пугающий ритуал фотографировать мертвецов, который существовал с середины XIX века, подтолкнул нас несколько развить историю, и отсюда, собственно, появилась наша мертвая невеста.
– Вы сами видели реальные фотографии мертвецов, сделанные так, будто эти люди обычные живые клиенты фотографа?
– Да, разумеется. Это совершенно открытая информация, об этом очень много рассказывается в Интернете, есть целые сообщества коллекционеров таких фотокарточек. Причем этот ритуал присутствовал даже в Советском Союзе вплоть едва ли не до 1980-х годов, тогда, правда, человека снимали уже в гробу, но много сохранилось и кадров начала прошлого века, когда мертвецов усаживали и фотографировали вместе с живыми людьми. Выглядит это достаточно странно и страшно.
На съемочной площадке фильма «Невеста»
– По сравнению с «Пиковой дамой» у «Невесты» изменился состав продюсеров и прокатная компания. Означает ли это, что к хоррорам в России стали относиться более лояльно, что в этот жанр поверили, с ним хотят работать?
– В какой-то мере это заслуга Владислава Северцева. многие идеи исходят от него. На «Пиковой даме» он выступил сопродюсером Георгия Малкова. а в «Невесте» стал генеральным. Но вы правы, определенный интерес появился, сейчас сотрудничество с нами уже не выглядит таким рискованным, как, скажем, лет пять назад.
– Владислав Северцев, насколько нам известно, продюсирует телевизионную «Битву экстрасенсов»…
– Да, все верно. Он ее основатель, идейный вдохновитель и давний продюсер.
– А вы не боитесь, что неоднозначное отношение к данной программе может бросить скептическую тень на вашу картину?
– Нет, ни в коем случае. Я вообще удивляюсь такому настороженному отношению к «Битве». Насколько я знаю, это мегауспешное шоу на канале ТНТ, для своей аудитории оно сделано очень качественно, отвечает всем запросам зрителей уже много лет. Выпуская «Пиковую даму», мы делали рекламное кросс-промо с «Битвой экстрасенсов», и результат был очень положительным, так что никаких предубеждений у меня нет, будем продолжать сотрудничать. Если же кто-то опасается, что мы связаны с «Битвой» сюжетно или стилистически, то, уверяю, это не так.
На съемочной площадке фильма «Невеста»
– В актерском составе «Невесты» мы заметили достаточно много имен, уже засветившихся в ваших «Владении 18» и «Пиковой даме». У вас настолько сплоченная команда, что актеры смело идут за вами в любой новый проект?
– В первую очередь, это мне интересно работать с данными людьми, мне любопытно попробовать их в новом амплуа, с новыми сюжетными задачами, в новых образах. Это же актеры, им нужно раскрываться с самых разных сторон. И, конечно, мы становимся близки, начинаем дружить. Я стараюсь работать с людьми, которым нравится то, чем мы занимаемся, с которыми мы имеем единые стремления.
– Не можем не задать вопрос о съемках в гробу. Актеры не очень любят подобное, у них существуют какие-то сложные ритуалы для того, чтобы не допустить «порчи» и «сглаза». Как вы справлялись на своей площадке с этими предрассудками?
– Да, это известная проблема. Насколько я знаю, кто-то из особенно суеверных актеров совершал какие-то ритуалы с бутылкой водки, которая должна быть уложена вместе с актером в гроб. Я же воздействовал иным методом. Я приводил в пример Уму Турман. которую Тарантино закапывал в гробу. Никому из актеров не хотелось уступать Уме Турман, все приметы сразу отбрасывались, и мы начинали снимать.
На съемочной площадке фильма «Невеста»
– В первом ролике к «Невесте» показан довольно атмосферный старинный дом. Это реальное строение или вы сооружали декорации в студийном павильоне?
– Да, это реальное здание. Я, к сожалению, не помню ее точное название, но это усадьба в Тушино, причем мы снимали в домике для прислуги, насколько я понимаю, это даже не основное здание. Так что все это находится в Москве, все существует, все совершенно реально, можно самим посмотреть, потрогать руками.
– Как вы разместились внутри со съемочной группой?
– Дом лишь называется «домиком прислуги», на деле он довольно большой. Разумеется, нам для съемочных нужд хотелось здание побольше и попросторнее, и число комнат и их размеры изначально нас не очень устраивали, поэтому пришлось кое-где поработать своими руками. Кроме того что внутри мы его передекорировали под тот период времени, который нам нужен был для фильма, мы фактически этот дом реставрировали. В советское время его перепрофилировали в гостиницу со всем соответствующим отношением к полам и стенам – мы привели строение в порядок, обновили его, а затем чуточку «состарили». Часть съемок проходила вокруг здания в прилегающем парке, что-то снимали в студии, но не слишком много.
На съемочной площадке фильма «Невеста»
– После работы над «Пиковой дамой» вы нам признались, что не считаете себя пока достаточно искушенным хоррор-режиссером. Сейчас, когда завершены съемки «Невесты», чувствуете ли вы, что получили достаточный опыт на этом поприще?
– Нет, я и сейчас не могу сказать, что научился всему. Постоянно происходят какие-то открытия, едва ли не каждое новое решение приходится подолгу обдумывать, не все можно формально перенести из одного фильма в другой, хотя какие-то вещи в чужих фильмах кажутся сделанными легко и просто.
– А вы следите за фильмами своих коллег?
– Да, конечно.
– Что-то можете сказать о российских картинах «Диггеры » и «Маршрут построен «, для которых ваша «Пиковая дама» стала пропуском на большой экран?
– Фильм «Маршрут построен» как креативный продюсер делал мой друг Иван Капитонов. поэтому я читал сценарий и знал, как повернется сюжет, но Олег Асадулин сумел удивить даже меня. А «Диггеров» я пока, увы, не видел.
На съемочной площадке фильма «Невеста»
– А сами вы боитесь чего-то мистического?
– Нет, я человек прагматичный, поэтому каких-то иррациональных страхов за собой не замечал. Жизнь и без мистики полна удивительных вещей, хотя в кино страхи показывать необыкновенно увлекательно.
– Работа над картиной «Невеста» завершена?
– Да. Мы отсняли все оставленные на самый финал сложные постановочные сцены, все трюки. Сейчас лента уже находится на монтажном столе, идет кропотливая работа постпродакшена.
– Много ли в фильме будет графики?
– Самый минимум. Конечно, сейчас без компьютерной доработки не обходится ни один фильм, но мы стараемся использовать графику только для небольших зарисовок, только вспомогательные функции. Пугать будем только настоящими людьми.
На съемочной площадке фильма «Невеста»
– Можете вы, как режиссер, снявший уже несколько жанровых картин, дать какой-то совет тем, кто желает пробиться со своими идеями в большое кино? С чего будущим Карпентерам и Ардженто стоит начать?
– Рецепт здесь один – работать, работать и работать. Никто не обратит на вас внимание, если вам нечего будет показать. В любом жанре, на любом поприще нужно шаг за шагом продвигаться вперед, предлагая свои сценарии, снимая короткометражки, затем это движение превращается в снежный ком – вы придумываете, делаете, показываете кому-то, и вас обязательно заметят. Новые идеи, имена и лица всегда востребованы, нужно лишь побороться за свое будущее.
А что думаете вы обо всем этом?