Верность подранка. Николай Губенко

Верность подранка. Николай ГубенкоФильм-портрет известного режиссера, актера, руководителя театра «Содружество актеров Таганки», Народного артиста РФ Николая Николаевича Губенко посвящается его 70-летию.

С начала 90-х – ни одной новой роли на экране и ни одного снятого фильма. А зритель по-прежнему помнит и любит актера и режиссера Николая Губенко. Не снимается сегодня в кино и его жена – талантливая, неповторимая Жанна Болотова. Они живут в своем мире и редко кого пускают в него. Сегодня у зрителей есть возможность заглянуть в этот мир.

Судьба словно специально вела Николая Губенко к тому, чтобы однажды он рассказал правду о своих сверстниках, опаленных войной. «Подранки» — главный фильм его жизни. Губенко говорит, что он относится к тем художникам, которые делают только то, что знают, и знают в совершенстве. А в совершенстве человек может знать только свою жизнь.

Важная веха в творчестве Николая Николаевича — театр «Содружество актеров Таганки», который достался ему в наследство от знаменитой любимовской Таганки. Эта история началась в далеких 60-х, когда режиссер Юрий Любимов увидел дипломника Института кинематографии Губенко в спектакле по пьесе Брехта «Карьера Артура Уи». Редчайший случай – театральный режиссер берет в театр актера киношколы. Губенко играл феноменально. Он вложил в образ гангстера всю свою выстраданную с детства ненависть к фашизму.

Яркий, темпераментный, музыкальный, с безупречным чувством ритма, Николай Губенко развернулся в театре на Таганке во всю мощь своего актерского дарования. Он будто бы создан для образов людей сильных, решительных, совестливых, сострадательных, с обостренным чувством справедливости. И не случайно судьба предоставила ему новую роль, но уже в реальной жизни.

В конце 80-х Губенко суждено было стать последним министром культуры Советского Союза. «Я был человеком из этого цеха. До меня, кроме Луначарского, в министрах культуры профессионалов не было. Он был писатель, драматург, я был актер и режиссер. А остальные были все не профессионалы. Демичев – химик, Фурцева – ткачиха. Но неважно. Важно то, что я знал то, что происходит в этой среде, и люди могли ко мне заходить в любое время с утра до поздней ночи и выплескивать все, что они чувствуют, знают, чем они возмущены, что им кажется необходимо сделать».

И он, будучи министром, не расставался со сценой. Даже в тот день, когда Советский Союз прекратил свое существование, Николай Губенко играл в спектакле. Жизнь слишком коротка, чтобы менять убеждения, посчитал он и покинул свой министерский пост. Он остался в театре, где тяжело, где нужно поддерживать своего брата-актера.

Политика и актерство, режиссура и наставничество — Николай Губенко успевает многое, совмещая в своей неуемной натуре, казалось бы, несовместимое. «Что от меня останется? Это мое кино — шесть картин. Из них пять — по собственным сценариям. Я работаю в театре. Кино, такое как сейчас, не хочу снимать. Это не мое кино. А на мое кино мне не дадут денег. Не думаю, что для моего фильма найдется время».

Хочется верить, что Николай Николаевич лукавит. Самобытный, упорный, трудолюбивый и талантливый, он удивительно цельно смог выстроить свою жизнь. Сегодня он недаром отказывается от больших ролей в чужих фильмах. «У меня есть замысел, связанный с кино, — признался он недавно. — Мечтаю пожить подольше и тогда… может быть…».

Автор: Ирина Семашко

Режиссер: Ирина Голубева

Продюсер: Татьяна Александрова

А что думаете вы обо всем этом?

Comments are closed.